Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 163874
1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) отре..ги­ро­вать
2) подск..чить
3) к..рниз
4) оп..зда­ние
5) прил..гать уси­лия
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пр..ту­пить­ся от ржав­чи­ны, интер..со­вать­ся
2) пр..уве­ли­чи­вать опас­ность, б..седка
3) беспр..стан­ный шум, навл..кать гнев
4) перев..зать, прод..рётся через кусты
5) гал..рея, перет..рать с са­ха­ром.
3.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых все слова на­пи­са­ны пра­виль­но:

1) за­ме­реть, со­чи­та­ние, за­пи­рать
2) цыц, сверх­изыс­кан­ный, цим­ба­лы
3) асвальт, лест­ни­ца, га­ле­рея
4) съёмка, пон­чик, серьёзный
5) сги­бать, под­ска­зать, пре­чуд­ли­вый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) алыч..вый ком­пот
2) ч..ртик
3) с чер­теж..м
4) напеч..шь
5) боч..нок
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) пуб­лиц .. стика, ц .. пной пёс;
2) мо­ло­дые ис­панц .. , без .. то­го­вый;
3) но­ми­нац .. я, на ц .. поч­ках;
4) об .. ек­тив­ность, двух .. якор­ный;
5) мел­кая дрож .. , убе­реч .. ся от про­сту­ды.
6.  
i

Ука­жи­те слова, в суф­фик­сах ко­то­рых пи­шет­ся буква и:

1) луков..чка
2) клеёнч..тый
3) на­крах­мал..вать
4) монаш..нка
5) слыш..щий
7.  
i

Пи­шет­ся а (я) на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) они маш..т ру­ка­ми
2) наде..лся на чудо
3) за­держ..нный на­ру­ши­тель
4) подта..вший снег
5) ре..щие на ветру флаги
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) отрешё..ый взгляд, ути..ый клюв
2) неви..о смот­реть, по­ли­ро­ва..ый шкаф
3) копчё..ый око­рок, пока не коше..ый луг
4) день­ги из­рас­хо­до­ва..ы бра­том, племя..ица
5) воз­ра­же­ния не­об­хо­ди­мы и оправ­да..ы, от­кро­ве..ость
9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)опыт­ный, но спо­соб­ный ра­бот­ник; пока (не)уста­нов­лен­ные факты
2) (не)умол­ка­ю­щий пол­ча­са по­пу­гай; ни­сколь­ко (не)за­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния
3) (не)укос­ни­тель­но со­блю­дать пра­ви­ла; (не)от­ли­ча­ясь от сверст­ни­ков
4) (не)каж­дый; это (не)удача, а ре­зуль­тат дол­го­го труда
5) аб­со­лют­но (не)по­нят­ное ре­ше­ние; ножи (не)на­то­че­ны.
10.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)при­глашённые нами гости; дом (не)по­стро­ен
2) очень (не)про­стая за­да­ча; (не)бри­тое лицо
3) да­ле­ко (не)круп­ный про­иг­рыш; (не)фар­фо­ро­вая чашка
4) (не)по­се­да; (не)ис­сле­до­ван­ный, а дикий край
5) (не)все­гда; (не)от­да­вая долг
11.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Когда бы 1)н.. раз­дал­ся зво­нок, наш щенок пер­вым бежит к те­ле­фо­ну. Ты бы 2)н.. смог 3)н.. за­сме­ять­ся при виде его ра­до­сти. Очень жаль, что ты 4)н.. раз обе­щал при­е­хать, но так и 5)н.. был у нас.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
12.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) кофе (по)вар­шав­ски
2) (южно)аф­ри­кан­ский спортс­мен
3) (полу)улыб­ка
4) (ядо­ви­то)зелёный
5) (контр)довод
13.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|].

1) Перед нами от­кры­лась боль­шая по­ля­на за­ли­тая мяг­ким све­том луны.
2) Нам очень быст­ро уда­лось раз­жечь костёр не­смот­ря на сырую по­го­ду.
3) Он ча­са­ми сидел в ар­хи­вах с вол­не­ни­ем пе­ре­би­рая хруп­кие от вре­ме­ни листы.
4) Солн­це сто­я­ло над самой чер­той земли окра­ши­вая пыль в яркий пур­пур­ный цвет.
5) Я опять со­гла­сил­ся по­мочь Тане с ре­фе­ра­том и сей­час ра­бо­таю над ним не по­кла­дая рук.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Дело од­на­ко в том что чи­та­тель рис­ку­ет вовсе ни­че­го не по­нять в таком бук­валь­ном пе­ре­во­де.
2) Всё на­вер­ное со­всем не так про­сто.
3) Ка­жет­ся что дом плывёт в воз­ду­хе рас­тво­ря­ет­ся в нём.
4) Я от­ве­чаю за без­опас­ность дви­же­ния и сле­до­ва­тель­но за­бо­чусь о вашей жизни.
5) Пла­ни­ру­е­мые дела нужно всё же со­раз­ме­рять со сво­и­ми си­ла­ми.
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) В этот пе­ри­од Гайдн на­пи­сал огром­ное ко­ли­че­ство сим­фо­ний_ и квар­те­тов, кон­цер­тов для раз­лич­ных ин­стру­мен­тов_ и сонат, опер_ и дру­гих со­чи­не­ний.
2) За­хва­чен­ный врас­плох, он стоял пе­чаль­ный_ и рас­се­ян­ный_ и за­мет­но нерв­ни­чал.
3) Гнёзда птиц по­ра­жа­ют нас и раз­но­об­ра­зи­ем раз­ме­ров_ и при­чуд­ли­во­стью форм_ и ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла.
4) Реч­ная вода шумит сер­ди­то на пе­ре­ка­тах_ или тихо вор­ку­ет на глу­би­нах_ или плав­но по­ка­чи­ва­ет лодку.
5) У бе­ре­гов вода_ то стру­и­лась по пе­ре­мы­тым пес­кам_ то сто­я­ла глу­хи­ми_ и глу­бо­ки­ми ому­та­ми.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) У меня за­ки­па­ла на серд­це обида и на­во­ра­чи­ва­лись на глаза слёзы.
2) Пока про­фес­сор по­свя­щал нас в тайны кос­мо­гра­фии, небо у во­сточ­ной сто­ро­ны го­ри­зон­та омра­чи­лось и огром­ная туча по­га­си­ла звёзды.
3) Дверь моего купе со сту­ком от­во­ри­лась и вошла де­воч­ка лет три­на­дца­ти.
4) Учёные при­шли к вы­во­ду, что когда сол­неч­ный свет воз­дей­ству­ет на глаз, элек­тро­маг­нит­ное из­лу­че­ние вли­я­ет на все ор­га­ны и си­сте­мы ор­га­низ­ма.
5) К со­сед­ке ба­буш­ка от­но­си­лась плохо за то, что та суёт нос туда, куда ей не сле­ду­ет и судит о том, чего не по­ни­ма­ет.
17.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мёд — один из лю­би­мых про­дук­тов пи­та­ния людей.
2) Один и тот же спек­такль два­жды по­смот­реть не­воз­мож­но: зав­тра он будет со­всем не тот, что се­год­ня.
3) Уви­дишь­ся с Горь­ким — обя­за­тель­но по­го­во­ри с ним.
4) Бо­гат­ство ас­со­ци­а­ций — есть бо­гат­ство внут­рен­не­го мира пи­са­те­ля.
5) Аб­со­лют­но всё: и про­сто­ры Си­би­ри, и древ­ние горы Кав­ка­за, и жи­во­пис­ные леса За­кар­па­тья, и де­ре­вян­ное зод­че­ство Се­ве­ра ин­те­ре­су­ет пу­те­ше­ствен­ни­ков.
18.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Я крик­нул в те­ле­фон­ную труб­ку: «Ба­буш­ка не может по­дой­ти!»
2) «Вы слу­чай­но не по­ку­па­е­те ло­ша­дей? — спро­сил Семёнов, но, за­ме­тив гроз­ный взгляд жены, при­ба­вил: — Из­ви­ни­те, это я так».
3) — Ду­май­те сами, — су­ро­во сдви­ну­ла брови сек­ре­тар­ша — От вас не дик­тант тре­бу­ет­ся на­пи­сать, а за­яв­ле­ние!
4) По сло­вам од­но­го из фи­ло­со­фов: «пе­ре­став быть спор­ной, мысль пе­ре­стаёт быть ин­те­рес­ной».
5) Учи­тель­ни­ца по­смот­ре­ла на нас и вдруг спро­си­ла:
— Ре­бя­та, а кто из вас был в этом музее?
—Я, — от­ве­тил Пашка.
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Де­вуш­ка смущённо по­яс­ни­ла: «Это, на­вер­ное, при­ш­ла моя сест­ра».
2) — Тебе ведь из­вест­но, в чём дело, да? — спро­си­ла На­та­ша.
3) «Молодёжь ин­те­ре­су­ет­ся устрой­ством и ис­то­ри­ей наших машин, — ска­зал Ва­си­лий и с гор­до­стью до­ба­вил: — Зна­чит, не зря эти ста­рые ав­то­мо­би­ли воз­вра­ща­ли к жизни».
4) Ари­сто­тель утвер­ждал, что: «Гнев вра­чу­ет­ся вре­ме­нем, не­на­висть же не­из­ле­чи­ма».
5) «У кого вес­нуш­ки», — уте­ша­ла мать Катю, — «того солн­це любит».
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Меню было на­пе­ча­та­но по-ан­глий­ски 1)_ и 2)_ чтобы не уда­рить в грязь лицом, мы ре­ши­ли за­ка­зать тра­ди­ци­он­ную пиццу 3)_ так как спра­вед­ли­во по­ла­га­ли 4)_ в каж­дом при­лич­ном ре­сто­ра­не есть 5)_ не толь­ко фир­мен­ные блюда, но и эта впол­не де­мо­кра­тич­ная еда.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Кар­на­вал был в самом раз­га­ре(1)_ и(2)_ когда ря­же­ное ше­ствие со­всем по­рав­ня­лось со мной, я стал фо­то­гра­фи­ро­вать(3)_ хо­те­лось по­ско­рее за­пе­чат­леть не­обыч­ное(4)_ и яркое зре­ли­ще(5)_ и не упу­стить при этом ни одной де­та­ли.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
22.  
i

Ука­жи­те, какие из дан­ных гла­голь­ных форм имеют оди­на­ко­вое стро­е­ние:

1) рас­топ­лен
2) рас­то­пил
3) рас­топ­лю
4) рас­то­пив
5) рас­то­пив­ший
23.  
i

Ука­жи­те, какие из дан­ных слов об­ра­зо­ва­ны не­по­сред­ствен­но от су­ще­стви­тель­ных:

1) за­ва­роч­ный
2) укреп­ле­ние
3) бе­гу­нья
4) сго­во­рить­ся
5) круг­ло­ва­тый
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Род — это не­по­сто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак при­ла­га­тель­но­го.
2) В сло­во­со­че­та­нии сту­ден­че­ское об­ще­жи­тие вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся при­тя­жа­тель­ным при­ла­га­тель­ным.
3) От при­ла­га­тель­но­го гиб­кий нель­зя об­ра­зо­вать про­стую форму срав­ни­тель­ной сте­пе­ни.
4) В фор­мах при­ла­га­тель­но­го сво­бод­нее, сво­бод­ней­ший уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог.
5) В пред­ло­же­нии Мир при­мет бес­ко­неч­но раз­но­об­ра­зен при­ла­га­тель­ное яв­ля­ет­ся ча­стью со­став­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го.
25.  
i

В каких при­ме­рах зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма ука­за­но пра­виль­но?

1) Брать быка за рога — "за­став­лять по­сту­пать опре­делённым об­ра­зом, при­нуж­дать"
2) брать на бук­сир — "по­мо­гать от­ста­ю­ще­му в ра­бо­те, учёбе"
3) брать себя в руки — "брать под кон­троль свои чув­ства, на­стро­е­ния"
4) брать на абор­даж — ре­ши­тель­но дей­ство­вать по от­но­ше­нию к кому-либо"
5) брать го­лы­ми ру­ка­ми — "по­то­рап­ли­вать, при­нуж­дать к не­мед­лен­но­му вы­пол­не­нию своей воли"
26.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, ко­то­рые ослож­не­ны ввод­ным сло­вом (учти­те, что внут­ри пред­ло­же­ний от­сут­ству­ют знаки пре­пи­на­ния):

1) Через не­сколь­ко минут он на­ко­нец затих и креп­ко уснул.
2) Он вряд ли уже успе­ет на ве­чер­ний поезд.
3) К ра­до­сти при­ме­ши­ва­лось чув­ство до­са­ды и со­жа­ле­ния.
4) Пре­под­несённый нами юби­ля­ру по­да­рок ка­жет­ся ему по­нра­вил­ся.
5) На­ро­ду прав­да на пло­ща­ди было к ве­че­ру не слиш­ком много.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В своих про­из­ве­де­ни­ях Шо­ло­хов все­гда стре­мил­ся по­ка­зать че­ло­ве­ка, ищу­ще­го своё место в жизни и ко­то­рый про­хо­дит ряд ис­пы­та­ний.
2) Ба­буш­ка по­ин­те­ре­со­ва­лась, что уж не со­би­ра­юсь ли я же­нить­ся.
3) В до­кла­де было от­ме­че­но о не­об­хо­ди­мо­сти серьёзных из­ме­не­ний в ра­бо­те от­де­ла.
4) Не до­ез­жая до бе­ре­га, лёд под са­ня­ми про­ва­лил­ся.
5) Князь Ан­дрей жаж­дет славы и страст­но меч­та­ет о по­дви­ге.
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Части речи, грам­ма­ти­че­ские свой­ства слов и пра­ви­ла их сло­во­из­ме­не­ния изу­ча­ют­ся в мор­фо­ло­гии.
2) Раз­го­вор­ный стиль речи ис­поль­зу­ет­ся в бе­се­де со зна­ко­мы­ми лю­дь­ми в не­при­нуждённой об­ста­нов­ке.
3) Дей­стви­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся толь­ко от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида.
4) Пред­ло­же­ние Мне стало скуч­но яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным опре­делённо-лич­ным.
5) В гла­голь­ных фор­мах про­жить, про­жи­ла уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог.
29.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­пу­ще­на за­пя­тая:

1) Про­си­дев три дня под Во­ло­ко­лам­ском, пока город не взяли и на­пи­сав ещё один очерк, Ло­па­тин вы­ле­тел на южный уча­сток фрон­та к Одо­е­ву.
2) От­че­го в этом при­зы­ве чи­стой души по­слы­ша­лась мне глу­бо­кая пе­чаль и моё серд­це так бо­лез­нен­но сжа­лось?
3) Осталь­ные гости уже со­бра­лись ехать и, как их ни уго­ва­ри­вал Аль­берт, вышли в пе­ред­нюю.
4) Когда-то я впер­вые узна­ла, что Земля круг­лая и что все взрос­лые, ока­зы­ва­ет­ся, тоже были детьми, и что жизнь полна вся­че­ских сюр­при­зов.
5) У меня кру­жи­лась го­ло­ва и я не­сколь­ко раз при­са­жи­вал­ся на ска­мью и пе­ре­во­дил дух.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 9-е и 10-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) лек­си­че­ские по­вто­ры
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) ме­сто­име­ния
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Два дня и три ночи бе­си­лась не­по­го­да, на тре­тий день улег­лась.(2) Ветер стих, не­ожи­дан­но усту­пив ти­ши­не и мо­ро­зу. (3) Ма­ли­но­вый сол­неч­ный шар кос­нул­ся края не­бес­ной ла­зу­ри. (4) Он всплы­вал из-за леса, умень­ша­ясь и пла­вясь в сли­ток зо­ло­та. (5) И вдруг этот сле­пя­щий сли­ток быст­ро от­де­лил­ся от го­ри­зон­та.

(6) Вся лес­ная сти­хия при­ня­ла не­ви­дан­но ска­зоч­ный образ. (7) Без­бреж­ная, не­по­роч­но чи­стая го­лу­бая ла­зурь была тем гуще, чем даль­ше от солн­ца. (8) На дру­гом не­бес­ном краю ещё уми­рал сизый су­мрак ночи. (9) Месяц, ясно и чётко от­те­ня­е­мый этим свет­лым су­мра­ком, блед­нел над ле­са­ми, когда снега за­ис­кри­лись во­круг. ( 10) Ели, отя­гощённые бе­лы­ми снеж­ны­ми клу­ба­ми, из­ме­ни­ли свои очер­та­ния, но без­молв­ство­ва­ли. ( 11) Кроны ста­рых сосен гордо оста­лись сами собою.

(12) Пар ещё не остыв­ших влаж­ных низин под­нял­ся на уро­вень дре­вес­ных вер­шин и замёрз, рас­сы­пал­ся на сво­бод­ных от снега вет­ках берёз. (13) Несчётные рос­сы­пи мель­чай­ших би­се­ри­нок за­свер­ка­ли на солн­це. (14) С по­след­ним ко­лы­ха­ни­ем ис­че­за­ю­ще­го осен­не­го тепла всё замёрзло. ( 15) Мороз начал не­спеш­но гра­нить, ко­вать, се­реб­рить всё, что имело хоть самую малую долю влаги.

(16) Лес­ная речка, ещё вчера бе­жав­шая нав­стре­чу ме­те­ли, на­ча­ла сдав­ли­вать­ся се­реб­ря­ны­ми зуб­ца­ми. (17) Про­зрач­ный лёд смело на­пол­зал на се­ре­ди­ну струи, сужая во­дя­ной ток проч­ным пан­ци­рем.

(18) И всё во­круг бес­шум­но сияло, свер­ка­ло, ис­кри­лось от мо­роз­но­го света.

Най­ди­те в 5-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

32.  
i

(1) Я про­сы­па­юсь от хо­ло­да. (2) Вы­ле­заю из-под оде­я­ла, иду во двор за по­ле­нья­ми. (3) С де­ся­ток по­ле­ньев несу в дом. (4) На­щи­пал лу­чи­ны и за­то­пил печь. (5) Запах огня был чист и резок. (6) Дым, белый как снег, пошёл в трубу, и я долго смот­рел на него.

(7) Через не­сколь­ко часов на небе по­ка­за­лось яркое сол­ныш­ко.

(8) Его лучи стали про­ни­кать через не­плот­но при­творённые став­ни, зо­ло­ти­ли из­раз­цо­вую печь и стены. (9) Какие толь­ко пе­ре­ли­ва­ю­щи­е­ся на солн­це крас­ки здесь не иг­ра­ли!

(10) Печь уже тре­ща­ла. (11) Я взял две бадьи и пошёл за водой. (12) Вы­со­ко на­топ­тан­ная тро­пин­ка зве­не­ла под ва­лен­ка­ми фар­фо­ро­вым зво­ном. (13) Снег на солн­це был до того ярок и све­тел, что глаза не­про­из­воль­но щу­ри­лись, а в тени от домов чётко ощу­ща­лась глу­бин­ная снеж­ная си­не­ва.

(14) На­брав воды, я пошёл домой. (15) Ды­ша­лось легко, глу­бо­ко. (16) Я не слы­шал сво­е­го серд­ца. (17) Дома налил воды в са­мо­вар, на­брал в же­лез­ный совок ру­мя­ных, уже успев­ших на­го­реть углей и опу­стил их в нутро са­мо­ва­ра. (18) Са­мо­вар за­шу­мел почти тот­час же.

(19) Я рас­крыл банку сгущёнки, за­ва­рил чай и на­ре­зал хлеб. (20) Хо­ро­шо-то как!

Опре­де­ли­те стиль и тип речи тек­ста из за­да­ния В1:

1)  стиль пуб­ли­ци­сти­че­ский, тип речи  — по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми рас­суж­де­ния;

2)  стиль раз­го­вор­ный, тип речи  — опи­са­ние с эле­мен­та­ми по­вест­во­ва­ния;

3)  стиль ху­до­же­ствен­ный, тип речи  — по­вест­во­ва­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния;

4)  стиль на­уч­ный, тип речи  — опи­са­ние;

5)  стиль офи­ци­аль­но-де­ло­вой, тип речи  — опи­са­ние.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Ни­ки­та проснул­ся с пред­чув­стви­ем сча­стья, по­то­му что дол­жен был на­ко­нец прий­ти обоз с обе­щан­ным дедом Ни­ки­фо­ром по­дар­ком. (2) Маль­чик по­ско­рее одел­ся и вышел во двор.

(3) Утро было ясное и мо­роз­ное. (4) Над всей де­рев­ней сто­я­ли стол­бы си­не­го дыма. (5) За ночь на де­ре­вьях ещё гуще лёг иней, а огром­ные то­по­ля над пру­дом со­всем опу­сти­ли за­сне­жен­ные ветви.

(6) Вско­ре Ни­ки­та уви­дел, что на до­ро­ге, пра­вее де­рев­ни, по­яви­лись возы. (7) Один за дру­гим они вы­полз­ли из овраж­ка и по­пле­лись по до­ро­ге вдоль пруда к пло­ти­не. (8) Всего в обозе было шест­на­дцать саней. (9) Ло­ша­ди шли бодро, хло­па­ли кнуты, пар стоял над обо­зом.

(10) Пер­вым въе­хал на двор во главе обоза Ни­ки­фор, ко­ре­на­стый ста­рик в ва­лен­ках, об­мо­тан­ных верёвками. (11) Он обер­нул­ся и крик­нул тем, кто был по­за­ди:

(12)  — Эй, за­во­ра­чи­вай к ам­ба­рам, а по­след­ний воз к дому.

(13) Когда этот воз при­бли­зил­ся, Ни­ки­та не сразу понял, что на нём лежит. (14) Это было что-то боль­шое, стран­ной формы, зелёное, с длин­ной крас­ной по­ло­сой. (15) У маль­чи­ка за­би­лось серд­це. (16) На санях ле­жа­ла, скри­пя и по­ка­чи­ва­ясь, двухвёсель­ная кру­то­но­сая лодка. (17) Сбоку лодки из саней тор­ча­ли два зелёных весла и мачта с мед­ной ма­ков­кой на конце.

(18) Так вот какой был по­да­рок, обе­щан­ный дедом Ни­ки­фо­ром!

Най­ди­те в 6-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30-А32 и В1-В5

(1) Павла Ми­хай­ло­ви­ча Тре­тья­ко­ва едва ли можно на­звать кол­лек­ци­о­не­ром в при­выч­ном смыс­ле этого слова. (2) По­свя­тив всю жизнь со­би­ра­нию кар­тин, отдав этому делу все силы и сред­ства  — от на­чаль­ной по­куп­ки кар­тин до воз­ве­де­ния зда­ния га­ле­реи,  — Тре­тья­ков по­сту­пал не как оди­ноч­ка-ис­ка­тель, а как со­зда­тель об­ще­на­род­но­го со­бра­ния изоб­ра­зи­тель­ных бо­гатств. (3) Всю жизнь он при­об­ре­тал кар­ти­ны, всё луч­шее в рус­ской на­ци­о­наль­ной жи­во­пи­си, а потом по­да­рил Москве.

(4) Пер­во­на­чаль­но Павел Ми­хай­ло­вич по­ку­пал кар­ти­ны со­вре­мен­ни­ков, от­да­вая пред­по­чте­ние ху­дож­ни­кам де­мо­кра­ти­че­ско­го на­прав­ле­ния. (5) По­дол­гу про­ста­и­ва­ли по­се­ти­те­ли перед ярко-кра­соч­ны­ми ба­таль­ны­ми по­лот­на­ми ху­дож­ни­ка Ве­ре­ща­ги­на, перед об­ли­чи­тель­ным «Не­рав­ным бра­ком» Пу­ки­ре­ва или ис­то­ри­ко-ро­ман­ти­че­ской «Княж­ной Та­ра­ка­но­вой» Фла­виц­ко­го.

(6) Затем у Тре­тья­ко­ва воз­ник­ла ин­те­рес­ная мысль  — по­ка­зать ис­кус­ство в дви­же­нии, в че­ре­до­ва­нии сти­лей и на­прав­ле­ний. (7) По­явил­ся зал с оду­хо­творёнными и воз­вы­шен­ны­ми порт­ре­та­ми, ко­то­рые были на­пи­са­ны ста­ры­ми ма­сте­ра­ми: Ле­виц­ким, Бо­ро­ви­ков­ским, Ро­ко­то­вым, а также более близ­ки­ми по вре­ме­ни к Тре­тья­ко­ву ху­дож­ни­ка­ми  — Тро­пи­ни­ным, Ве­не­ци­а­но­вым, Брюл­ло­вым.

(8) Со­бы­ти­ем ху­до­же­ствен­ной и об­ще­ствен­ной жизни Моск­вы, да и всей Рос­сии, стало по­яв­ле­ние в га­ле­рее таких круп­ных по­ло­тен, как «Иван Гроз­ный и сын его Иван» Ильи Ре­пи­на, «Утро стре­лец­кой казни», «Бо­яры­ня Мо­ро­зо­ва» Ва­си­лия Су­ри­ко­ва, «Яв­ле­ние Хри­ста на­ро­ду» Алек­сандра Ива­но­ва.

(9) Тре­тья­ков все­гда по­ра­жал без­оши­боч­но­стью вкуса. (10) Это поз­во­ли­ло ему со­брать ве­ли­ко­леп­ную кол­лек­цию кар­тин и со­здать музей на­ци­о­наль­ной жи­во­пи­си.

Най­ди­те в 6-м пред­ло­же­ний слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Это лето было на ред­кость зной­ным. (2) Ве­че­ра сто­я­ли душ­ные, тихие, даже ночь не при­но­си­ла об­лег­че­ния. (3) Вот и се­год­ня ка­за­лось, что в гу­стом, тя­гу­чем воз­ду­хе бук­валь­но за­сты­ли и город, и река и ничто не смо­жет ожи­вить их. (4) И вдруг за­жглась пер­вая звез­да, за ней дру­гая, и вско­ре всё небо по­кры­лось звёздным узо­ром, рос­сы­пью огонь­ков от­ра­зив­шим­ся в реке.

(5) В доме на бе­ре­гу не спал ма­лень­кий маль­чик. (6) Он смот­рел на звёзды и видел не­ве­до­мый, фан­та­сти­че­ский мир, в ко­то­ром живут не­обык­но­вен­ные су­ще­ства и доб­рые, щед­рые и мо­гу­ще­ствен­ные люди. (7) Вот Ко­зе­рог, а вот со­звез­дие Во­до­лея. (8) Во­до­лей  — это ска­зоч­ный ко­роль, ко­то­рый вы­тя­нул руку, чтобы с его ла­до­ни па­да­ла вниз, на Землю, се­реб­ря­ная струя. (9) А вон Скор­пи­он, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огром­ный не­бес­ный мир, пол­ный жизни!

(11) Маль­чи­ку вдруг вспом­нил­ся ба­буш­кин рас­сказ о далёких вре­ме­нах, когда люди ве­ри­ли, что звёзды  — это се­реб­ря­ная на­кид­ка, укра­ша­ю­щая го­ло­ву неба, и что по ним можно опре­де­лить, сколь­ко живых душ оби­та­ет на земле. (12) Ро­дил­ся че­ло­век  — за­жглась звез­да, отдал Богу душу  — и звез­да за­ка­ти­лась, по­гас­ла. (13) Боль­шие и яркие звёзды при­над­ле­жат кня­зьям, царям, а ма­лень­кие и туск­лые  — не­удач­ни­кам и бед­ня­кам, самые же кро­шеч­ные, еле раз­ли­чи­мые гла­зом  — всем осталь­ным су­ще­ствам: пти­цам, рыбам, жи­вот­ным.

(14) Ма­лень­кий ху­дож­ник не спал до рас­све­та, мыс­лен­но рисуя одну кар­ти­ну за дру­гой в ожи­да­нии зав­траш­не­го дня, когда он смо­жет взять в руки кисть.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 1—4) слож­ное пред­ло­же­ние, одна из ча­стей ко­то­ро­го без­лич­ная. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 5) в об­ласть от­ве­тов.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Перед рас­све­том по ши­ро­ко­му су­хо­до­лу хлы­нул с юго-во­сто­ка гу­стой и тёплый ве­сен­ний ве­те­рок. На до­ро­гах от­по­те­ли ско­ван­ные ноч­ны­ми за­мо­роз­ка­ми лужи талой воды. С хру­стом стал осе­дать в овра­гах подмёрзший за ночь снег. Сново устре­ми­лись к ме­стам веч­ных гнез­до­ва­ний за­ждав­ши­е­ся тепла бес­чис­лен­ные стаи уток, гусей.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми-си­но­ни­ма­ми:

А.  ле­жать на боку

Б.  сго­рать со стыда

В.  за­ткнуть за пояс

Г.  во­дить за нос

1.  си­деть на шее

2.  вы­ки­нуть из го­ло­вы

3.  уте­реть нос

4.  вти­рать очки

5.  си­деть сложа руки

6.  не знать, куда глаза де­вать

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Ваше за­яв­ле­ние насчёт эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния в про­из­вод­стве этого ма­те­ри­а­ла дис­кус­сио...о

Б.   Имен­но на Ближ­нем Во­сто­ке в сред­ние века ис­кус­ство раз­ве­де­ния и обу­че­ния птиц было до­ве­де.. о до со­вер­шен­ства.

В.   Сер­гей Ва­си­лье­вич , ока­зав­шись на не­из­вест­ной ему тер­ри­то­рии, рас­те­ря...о смот­рел по сто­ро­нам.

Г.   На­прав­ле­ние дви­же­ния по­ез­да было из­ме­не...о.

1.   Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2.   Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3.   Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии , об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с двумя н.

4.   Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма котоporo имеет две буквы н.

5.   Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма котоporo имеет одну букву н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, от каких ча­стей речи об­ра­зо­ва­ны слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  на­чи­сто

Б)  лгу­нья

В)  за­го­ре­лый

Г)  сплош­ной

1)  от су­ще­стви­тель­но­го

2)  от при­ла­га­тель­но­го

3)  от ме­сто­име­ния

4)  от на­ре­чия

5)  от гла­го­ла

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их схе­ма­ми:

A.  Как рас­ска­зы­ва­ют оче­вид­цы, в пол­день ди­рек­тор бас­сей­на,

пе­ре­одев­шись в спор­тив­ный ко­стюм, долго сидел на ска­мей­ке и смот­рел,

как пла­ва­ют ре­бя­тиш­ки.

Б.  Учёные до сих пор спо­рят, су­ще­ство­ва­ла ли Ат­лан­ти­да.

B.  За чаем Катя и Соня за­ме­ти­ли, что их брат Во­ло­дя го­во­рил очень мало,

со­всем не улы­бал­ся, и такое его по­ве­де­ние на­сто­ро­жи­ло де­во­чек.

Г.  Он долго бро­дил по лесу, смот­рел, как живут му­равьи, и вдруг

на­ткнул­ся на стран­ный му­ра­вей­ник.

1.  [ ], [ ].

2.  [ ],( ), и [ ].

3.  [ ,( ), ].

4.  [ ],( ).

5.  ( ),[ ],( ).